Абсолютные
незнакомцы
Герой, гений,
один из самых значительных музыкантов в рок-музыке ХХ века, при
одном упоминании которого у поклонников трясутся поджилки, ярые
фэны падают ниц, а журналисты хором восклицают: "Я недостоин!"
Это - Ричи Блэкмор, экс-гитарист Deep Purple и Rainbow, а ныне
- лидер Blackmore's Night. Декорациями к этой встрече "абсолютных
незнакомцев" - Ричи и Кэндис, с одной стороны, и нашего корреспондента
Евгения, с другой, мог бы служить какой-нибудь дремучий сказочный
лес на перекрестке времен... но, в реальности, это был всего лишь
телефонный звонок.
Добрый день,
меня зовут Евгений...
Извиняюсь,
из какой вы страны?
Москва, Россия.
А-а, привьет.
Я Кэндис, Ричи сидит рядом на спикерфоне, надеюсь, так нормально.
Ричи: Хай!
Итак, меня
зовут Евгений, я представляю журнал "In Rock", для нас
большая честь делать это интервью. Для начала давайте поговорим
о новом альбоме. В нем больше электрогитары, чем в предыдущих.
Это - тенденция?
Нет. Я не
верю в тенденции. Когда я только начинал играть такую музыку,
то считал, что лучше всего использовать только акустику. Через
некоторое время я понял, что и партиям электрогитары в ней есть
место, если играть их должным образом. Тем более, что я уже довольно
долго не играл на электрогитаре, и здорово брать её в руки снова...
Старая добрая электрогитара!
Дело в том,
что для большинства слушателей легче узнавать ваш фирменный звук,
когда вы играете на электрике, а не на акустике. Но что больше
соответствует вашей личности?
Сейчас, когда
я играю один, то почти всегда - на акустике. Когда репетирую -
тоже. А когда выхожу на сцену с группой, то беру в руки электрогитару...
Среди "электрических"
вещей на новом альбоме - кавер-версия песни Jethro Tull "Rainbow
Blues"... Отчего именно эта вещь?
Хотя я сейчас
не очень увлекаюсь роком, музыка Jethro Tull - исключение, и я
порой дома играю их вещи. А "Rainbow Blues" - замечательная
вещь, которую не играл никто другой. Она гораздо глубже, чем просто
блюз. Для нас самое важное - мелодия, а "Rainbow Blues"
очень мелодичная песня. В основе наших композиций всегда лежат
выразительные темы. Я не понимаю музыки, в которой их нет...
Абсолютно
согласен.
Ты будешь
удивлен, как много музыкантов работают с материалом без мелодий.
У сегодняшних рок-групп они очень часто отсутствуют.
Есть одна
известная история о том, как вы послали их лидеру Яну Андерсену
пистолет в подарок... Как всё было на самом деле?
Ну, я послал
ему пистолет, чтобы он застрелился (смеются). Вообще-то он их
просто коллекционирует. Вот я ему в благодарность (за запись партии
флейты на первом альбоме Blackmore's Night - ред.) и послал. Он
- мой герой с давних пор, со времен альбома "War Child",
и для меня его участие в записи нашего альбома было большой честью.
В "Nur
Eine Minute" есть замечательные виолончельные партии, но
в списке музыкантов виолончелист не указан. Может, это Пэт Риган
сыграл на клавишах?
Да нет, виолончель
- настоящая. Помню, как же! Почему же нет в списке музыкантов?
Это был Лорд Марнен из Вулфхерста.
Кто-кто?
Лорд Марнен
из Вулфхерста.
В "Ivory
Tower" есть григорианские хоры. Чья это идея?
Кэндис.
Спасибо,
а теперь поговорим немного о предстоящем турне. Какие песни будут
играться?
Что касается
турне, будут некоторые старые песни и много новых. С нового диска
будет композиций десять, и пятнадцать старых вещей BN и рок-номеров.
Начинаем мы тихонечко, а потом раскачиваем зал, и к концу выступления
уже играем самый настоящий рок.
ОК, понял.
А теперь пару вопросов для Кэндис.
Хеллоу! (Тоненьким
звенящим голосочком).
Помните ли
вы ваше первое выступление, когда вы были на подпевках?
Конечно же,
помню! До встречи с Ричи я практически не пела, и первый раз,
когда мне довелось выступать, был с Deep Purple в 93-м году. Я
поехала с ними в турне "The Battle Rages On". Ричи услышал,
как я пела - в гостинице или в машине - и предложил исполнить
бэки в "Black Night" и "Difficult to Cure".
Я ужасно боялась выходить на сцену, к тому же у Ричи к тому времени
уже были сложные отношения с другими участниками группы, поэтому
он скрывал меня от них. Пришлось поставить микрофон за кулисами,
за усилителями и прочей аппаратурой. Итак, никто не видел меня
и не знал, что я пою. Я спела свои партии во время гитарных соло,
и на следующий день в одной из местных газет - а дело было в Чехии
- написали, как нам перевел один местный житель, что у Джона Лорда...
(Смеется)
Небольшое лирическое отступление, тоже о смешном. Не так давно снова начали показывать Наша Раша онлайн, при это не повторять старые серии, а сняли новые!
...засэмплирован
в синтезаторе женский голос, который он использовал во время соло
Ричи на "Black Night"! Ну, думаю, по крайней мере я
хоть нормально спела, раз меня приняли за клавиши. В общем, было
так забавно, когда они подумали, что это Джон! Таким образом,
я очень хорошо запомнила свое самое первое выступление.
Если бы судьба
распорядилась иначе, и вы никогда бы не встретились с Блэкмором,
сложилась бы у вас тогда эстрадная карьера?
Наверное,
нет, потому что именно Ричи дал мне уверенность в себе, возможность
выйти на сцену и петь, раскрыться. Я пошла бы по другому пути.
Но интерес к музыке был у меня всегда. Когда мы с Ричи познакомились
в 1989 году, я работала на радиостанции. Мне хотелось быть рядом
с музыкой, это был мой "большой побег" - достаточно
надеть наушники, закрыть глаза, и ты уже далеко от всех проблем
и тревог сегодняшнего дня. Наверное, я бы продолжила работать
где-нибудь рядом с музыкой, на студии или на радиостанции... Но
стоять на сцене и петь у меня не хватило бы смелости.
Да, я понимаю,
о чем вы, ведь мы все так или иначе живем музыкой. В том или ином
смысле.
Точно.
Вы брали
уроки вокала?
Совсем-совсем
чуть-чуть. Дело в том, что я была первым ребенком. А когда вы
первый ребенок у своих родителей, они совершенно не знают, что
с вами делать. Поэтому меня отдавали во все возможные кружки и
студии. Когда мне было четыре года, меня определили в кружки пения
и актерского мастерства одновременно. Это продолжалось до 12 лет,
после чего я переключилась на модельный бизнес. Так что я брала
уроки пения, но это было очень-очень давно. Я и сейчас делаю некоторые
вокальные упражнения. Мне надо очень острожно обращаться со своим
голосом. Я не из тех, кто в турне веселится до утра, пьет, курит.
Не хочу уничтожать свой голос. Знаю, что хорошо для него, забочусь
о нем, и хочу, чтобы он продолжал звучать не хуже. А может быть,
и сделался еще сильнее.
Нет ли у
вас планов сольной карьеры? На вашем сайте есть пара клипов...
Да, представьте
себе, время от времени ко мне обращаются люди и просят поучаствовать
в их проектах. Например, знаете ли вы такую группу - Rhapsody?
Конечно.
Их продюсер
Саша Паэт предложил мне поучаствовать в своем новом проекте Aina
(диск называется "The Story of Aina"), прислал мне партии,
и я спела пару-тройку номеров, а также приняла участие в проекте
Beto Vazquez Infinity. Так что периодически я проявляюсь в разных
концептуальных проектах рок-оперного типа. Это всегда так здорово,
я просто обожаю такие проекты!
А что касается сольных песен... Все началось, еще когда Ричи находился
в студии с Rainbow. Тогда он начал писать материал и для нашего
проекта, мы стали работать вместе. Вернее, это была не работа,
а сочинение вещей, ему нужно было сбежать от хард-рока, которым
он уже 40 лет занимался... И пока все остальные записывали свои
партии, мы сидели в соседней комнате и писали музыку - расслабляющую
тихую музыку, просто ради шутки. Но поскольку Ричи сочинял вещи
и для меня, и для Rainbow, то в моей тетради скопилось много незадействованных
текстов. Я сказала: "Ричи, мне нужно больше музыки, напиши
для меня еще музыки". Он повернулся и ответил: "А почему
бы тебе самой не написать?" Я никогда об этом не думала...
"Почему бы действительно не попытаться?" И теперь у
меня есть все эти песни, которые собирают пыль на полках. Так
что я периодически наведываюсь в студию и пытаюсь вдохнуть в них
жизнь. Все эти сольные начинания - только для души, но было бы
интересно посмотреть, что из этих песен может получиться, если
ими займется продюсер...
То есть 50/50,
что они когда-нибудь появятся на компакт-диске?
Пока что записана
только пара песен. Я выложила их в интернет, чтобы люди смогли
удовлетворить свое любопытство. Что касается полноценного альбома
и тура, то я абсолютно влюблена в то, что мы делаем в Blackmore's
Night. Для меня наша совместная работа, сочетание моих текстов
и музыки Ричи - окончательное совершенство, и не знаю, бывает
ли что-либо лучшее.
Вы делаете
сценические костюмы сами, или у вас есть стилист, дизайнер?
Мы все делаем
сами. Мало того, мы и всю команду одеваем. Это очень специфическая
одежда, ее можно приобрести или в специальных магазинах, или на
конвенциях любителей ренессанса.
Понятно.
Интересно, а вы балуете Ричи какими-либо средневековыми блюдами?
Чем-чем? Едой
что-ли? Средневековым чем?
Средневековой
кухней.
О-о, кухней.
Ну да, мы вообще-то делаем кое-что дома, например, Вассайл (Wassail).
Берешь мед (пиво такое), добавляешь яблок, гвоздику там, шалфея,
корицу, разные травы. Ричи этот напиток нравится.
Ричи: Да уж! (Смеется.)
Уверен, что
всем будет очень-очень интересно испробовать этот рецепт!!! Итак,
хотел бы поблагодарить вас за то, что приняли участие в этом интервью.
А теперь не могли бы мы снова переключиться на г-на Блэкмора.
Да, конечно.
Теперь немного
общих вопрос про Blackmore's Night. Что для вас важнее: музыка
ренессанса или стиль жизни? Или музыка лишь отражает стиль жизни?
Блэкмор: Музыка
ренессанса, безусловно, важнее всего. Я имею представление о стиле
жизни, много читаю на эту тему, но музыка - самое главное.
То есть все
внешние аспекты вторичны?
Точно. Когда
мы на сцене, наряды призваны связать в нашем шоу всё воедино.
Визуальный ряд помогает точнее воспринимать то, что мы играем.
Хотя лично мне просто нравится носить такие костюмы. Я много хожу
в такой одежде, иногда - даже в ресторан. Мне не по душе то, во
что люди сейчас одеваются, я не фанат бейсболок и футболок.
Мы ранее
говорили о музыкальном полотне, об идеальном видении музыки Blackmore's
Night. Вы думаете, она все еще в стадии становления, или волшебная
формула уже найдена?
Нет, мы не
гоняемся за некоей формулой. Просто какой-то материал бывает сложновато
играть на сцене - ведь одно дело бренчать дома на акустике, а
другое дело - с ней же выступать на сцене с группой. Порой я немного
теряюсь. А хвататься за электрогитару, чтобы играть громче - слишком
простое решение. Акустика - естественнее.
То есть вы
добиваетесь, чтобы акустическая гитара звучала с такой же энергией
и силой, как и электрогитара?
Очень тяжко...
У неё нет ни састейна (sustain), ни громкости...
ОК, это что
касается сцены, а что касается студии? Что касается записей? Ваша
музыка все еще в развитии?
Да, я всегда
развиваюсь, пытаюсь стать лучше. Никогда не бывает такого, чтобы
я был чем-то абсолютно доволен. Особенно это касается студии.
Слушая результаты своей работы, я говорю: "Нормально. Ничего
особенного". И пытаюсь сделать всё лучше, снова и снова...
И все же,
следует ли ждать от новых альбомов каких-либо стилистических экспериментов?
Готовите ли вы сюрпризы для слушателей в будущем?
В смысле стиля
- нет. Это буду старый добрый я. Я уже 40 лет так играю.
У ваших музыкантов
титулы - граф, сэр, лорд. Это сценическая фишка, или они действительно
благородного ээ...
Происхождения?
Они - своего рода бродяги... Всегда играют где-то еще, приходят
и уходят. Только привыкнешь к имени - а они уже в другой группе.
Всё от того, что мы работаем только по три-четыре месяца в году.
Чтобы оставаться свежими, лучше свести работу к минимуму. Не стоит
ломиться в дорогу, чтобы сыграть там, где мы не хотим. В этом
- привлекательность нашей команды. Мы делаем, что хотим, играем
музыку, какую хотим, и там, где хотим. Я раньше был в группе,
которая все время скиталась по миру, и в результате очень уставал,
выматывался до изнеможения. Я отказываюсь продолжать в таком же
духе. Я обычно работаю два вечера, и два вечера отдыхаю. Как бы
ни стонали промоутеры, мы говорим: "Нет, фигушки".
Я знаю, о
чем вы, понимаю, каково это - "скакать по глобусу".
Да уж, этого
я хватил сполна...
Ваше отношение
к фолк-музыке: вы стараетесь добиться аутентичности, или Blackmore's
Night - плавильный котел для идей и стилей, в котором рождается
новая музыка, скажем, "музыка фэнтези" (fantasy music)?
О, хорошее
название.
Кэндис: Мне тоже нравится!
Ричи: Дело в том, что я, конечно же, слушаю музыку ренессанса,
но мне хотелось бы развить ее. Не просто воспроизвести "в
оригинале", ведь никто точно и не знает, какой она действительно
была "в оригинале", а поставить во главу угла именно
мелодии.
То есть вы
не гонитесь за аутентичностью инструментов?
Мой инструмент
- гитара, а гитары вообще тогда не было. Бывает дело, я играю
на колесной лире, а Кэндис - на шоме, средневековом гобое, и мы
включаем такие фрагменты в нашу музыку. Но когда мы играем для
публики, мы пытаемся передать музыку той поры в нашей версии.
Не "осовремененной", а переосмысленной.
В версии
гитары Блэкмора.
Именно.
Ваши концертные
выступления кардинальным образом отличаются от выступлений других
групп. Костюмы, декорации, межпесенные монологи... Не приходило
ли вам в голову развить эту идею - создать полноценное шоу, эдакий
музыкальный театр?
Да, я размышлял
над такой идеей. У меня не оказалось ни времени, ни продюсера,
чтобы воплотить ее, но я часто приходил к мысли, что нашу музыку
и выступление можно довести до совершенства, превратив в театр.
Потому что во многих песнях слова представляют собой почти готовые
сюжеты.
То есть все
что нужно - правильно подобрать компанию-постановщика?
Ага. Когда
мы станем еще более известными и узнаваемыми, сможем позволить
себе передышку и подумать насчет театра, насчет сюжета спектакля...
Ведь каждая из наших вещей может быть превращена в самостоятельную
пьесу.
Кстати, вы
не смотрели фильм "Гильденштерн и Розенкранц мертвы"?
(Пауза) Нет.
Он про...
хмм.. театр. Итак, вернемся к выступлениям. В прошлом году на
вашем концерте в Москве присутствовало 10 тысяч человек, а зал,
в котором бы будете выступать у нас в октябре, вмещает лишь две
тысячи. Это было ваше желание - играть на более, так сказать,
уютной сцене?
Да, скорее
всего. Мой любимый размер аудитории - тысяча человек. Иногда бывает
больше, иногда меньше. Но чем больше народу, тем менее они внимательны.
Обязательно кто-то напьется, начнет выкрикивать всякое, и это
надо учитывать. Хотя когда мы играли в Москве, мы не могли поверить,
как тихо в зале. Люди были очень вежливы.
Они были
покорены, зачарованы...
Было здорово,
очень тихо.
Если бы было
больше тинейджеров, была б другая картина.
Именно. Наша
аудитория обычно младше 10 или старше 30.
Если помните,
что вам понравилось больше - Москва или Санкт-Петербург?
Эээ... Интересно...
Мне кажется, Петербург был лучше, потому что я остался не очень
доволен Москвой. Недоволен своим выступлением. У меня был день
рождения, а это - всегда трагичный день. Я оказался немного раздражен
по поводу группы. Кажется, она делала много ошибок, которых можно
было бы избежать, поэтому я был не в духе. Но не могу сейчас вспомнить,
отчего именно. У меня было плохое настроение, когда концерт закончился.
Вы сказали,
что ваш день рождения - плохой день?
Дни рождения
всегда достаточно странны. Ожидаешь многого, а потом чувствуешь,
что стареешь. Странный день такой, сладкое с горьким.
Никогда не
знаешь, оправдаются ли твои ожидания.
Точно.
Была ли возможность
как-то посмотреть оба города?
Только из
окна поезда. Я очень был впечатлен тем, что я увидел. Люди, спешащие
утром на работу... Русские люди очень отличаются. Сельская местность,
строения, дома - все это очень интересно. А вот на Красной Площади
я не был. Я уже говорил в одном из интервью - хочу быть единственным
человеком, который побывал в Москве, и не был на Красной Площади.
Здесь тысячи
других интересных мест помимо Красной Площади...
И меня абсолютно
захватила русская музыка. Я купил много всего и теперь сижу, слушаю.
Меня потрясает гармоническая структура. И мне нравятся очень необычные
аккорды - есть здесь такие особенные минорные аккорды. Потрясающий
эффект - очень мощный и динамичный. Обычно все это играется на
аккордеоне (возможно, имелся в виду баян - Ред.), что звучит великолепно.
Моим следующим проектом будет изучение русской музыки.
Окей, мы
бы тут могли предоставить кое-какую информацию...
Русская фолк-музыка
- я ее очень люблю, обожаю все эти хоры, там такие интервалы!
Прикуплю что-нибудь еще, когда приеду снова. Но мне бы переварить
пока то, что уже есть. У меня есть один диск, но я не могу его
прочитать, там все по-русски написано! Я не знаю, кто это, что
играют - ничего! Знаю только, что сама музыка грандиозна.
Ну, мы бы
с радостью помогли, если что... Кстати, у вас на альбоме был кусочек
из Чайковского.
Кого?
Ну, мелодия
из Чайковского.
А, Чайковского!
Да, у нас в "Writing on the Wall" есть мелодия из "Лебединого
озера". Мы будем обязательно играть ее на концерте.
И еще вопрос
по поводу кавер-версий. На новом диске вы записали кавер "Diamonds
& Rust", в версии, очевидно, Джоан Баэз. То есть вы никоим
образом не брали за основу версию Judas Priest?
Дело в том,
что мы и не знали, что Judas Priest записывали эту вещь! До тех
пор, пока к нам кто-то не подошел и не сказал: "А вы знаете,
что такая песня есть у Judas Priest?". Мы, изумленно: "Не-а".
Конечно,
более широкой аудитории она известна как песня Джоан Баэз. Вот
вы упомянули Красную Площадь. У нас не так давно сэр Пол Маккартни
выступал на ней. Есть ли у вас какие-то идеи, где бы вы хотели
выступить?
Я бы, наверное,
хотел выступить в каком-то замке, или в старинном месте. Я не
знаю, есть ли в России замки или руины всякие, монастыри, древние
строения. Для меня Красная Площадь - скорее официозное, правительственное
место.
Да... Может
быть, подойдет какой-либо кремль. Кремль - это городская крепость,
и тот, что в Москве - не единственный. Есть много старых-старых
городов, старше Москвы, где тоже есть кремль, чуть ли не с десятого
века.
Вот где я
хотел бы сыграть. Это мой размерчик!
Особенно
подойдет для музыкального театра. А теперь немного вопросов из
серии "разное". Ваше участие в других проектах... После
трибьюта Shadows, было ли что-то еще?
Вообще-то
я такое не практикую. Хотя я играл у Die Geyers. Они - моя любимая
"средневековая" команда, которая играет аутентичную
музыку того времени. А предложения сыграть на рок-альбомах, которые
я иногда получаю, мне совсем неинтересны...
То есть вы
сыграете только в тех группах, которые интересны вам?
Да-да, мне
надо быть настоящим энтузиастом данной группы! И, конечно, это
лишь мое мнение, но большинство рок-групп сегодня совершенно не
вдохновляются тем, что они играют. Я все это уже слышал. Почти
все. Единственная разница - сегодня всё быстрее. Но если посмотреть
в корень, то окажется, что главное уже сделано.
Вопрос, который
интересует многих - про финальный этап карьеры в Rainbow. Есть
ли планы выпустить концертник этого периода?
Не думаю...
Впрочем, менеджмент ради денег сделает все что угодно. Но я со
старыми менеджерами сейчас не общаюсь. И даже если что-то и случится,
я к этому не буду иметь отношения.
Я так понимаю,
вы абсолютно отделены от всего того, что можно назвать словом
"рок", и сосредоточены на том, что вы делаете сейчас?
Да.
Замечательно.
Итак, осталось еще кое-что - поблагодарить вас за это интервью.
Было безумно интересно.
Спасибо вам!
Увидимся на концерте.
Мы очень
надеемся, что вы придете в Мос.. то есть в Россию.
И сообщите,
если рядом окажутся старинные замки.
Кэндис: Мы вернемся в октябре.
Будем с нетерпением
ждать вашего приезда. И если нужна какая помощь с русской музыкой...
Да, может,
расскажете, как это все называется. Я не могу понять, что это
за буквы такие...
Да, с алфавитом
поможем. Спасибо большое... До свидания!
Беседовал
ЕВГЕНИЙ ГАЛУНИН.
Вопросы также придумывали Владимир Импалер и Андрей Гусенков (www.deep-purple.ru).
Благодарим Максима Былкина (SPV/"Союз") за неоценимую
помощь в организации интервью.
"In Rock",
Осень 2003