Рыцарь
тишины
-Мистер Блэкмор, вы
каждый год проводите отпуск в немецких замках. Не надоело?
-Ни в коем
случае. Я уже изучил почти все немецкие замки. Назовите мне какой-нибудь
большой город, и я назову вам все близлежащие замки, где можно
хорошо переночевать.
-Франкфурт
-Я всегда радуюсь,
когда мне не надо быть во Франкфурте. Я не люблю большие города.
Окрестности Франкфурта, наоборот, хороши. Когда мы играли во Франкфурте,
я часто ночевал в замке Таунус в Кроненберге, который находится
между Франкфуртом и Висбаденом и которому больше 700 лет. Иногда
я ездил через Висбаден и ночевал на берегу Рейна. Вы смотрите
так скептически...
-Мы внимательно
слушаем.
-Я знаю, что немцы
охотнее едут в Испанию, где больше солнца, но я приезжаю охотнее
сюда, потому что вся великая музыка прошедших столетий была написана
в радиусе 600 километров от Берлина. В Польше, во Франции, в Австрии,
в Баварии. Ничего против Испании и Италии. Там родилась тоже хорошая
музыка, очень страстная, и даже немного есть в ней цыганского.
Кельтская музыка, напротив, немного лекговесная.
-Немецкая музыка пятнадцатого
века меланхоличная и унылая.
-Именно поэтому я её
люблю. Она интенсивнее, глубже. Что-то есть в ней "темного".
Когда мы здесь в Германии, мы чувствуем немного то мистическое
время. Иногда мы прикладываем руки к крепостной стене, чтобы получить
ту энергию. Камни рассказывают нам о старых временах, о том что
происходило до и после них. Здесь в Германии очень хорошо всё
сохранилось: дома, средневековые города, крепости на горах. Здесь
я могу быть самим собой. Здесь корни нашей музыки.
-Не расстраиваются
струны в этих стенах?
-Чушь. Замки сегодня
не имеют влажных стен, везде есть отопление или камины. Гитары
расстраиваются только когда выходишь на улицу. Как всегда, я не
могу писать средневековые песни в нормальной студии. Из студии
я хочу сбежать. Там всё так удручает, как будто я опять в школе.
-Звучит так, что вы
не очень охотно туда ходили.
-Школа - холодное и
стерильное место. Мой учитель физкультуры говорил мне: "Блэкмор,
постарайся не стать преступником. Ты выглядишь ужасно виноватым".
Я этого никогда не забуду.
-Мистер Блэкмор, что
есть такого в замке Waldeck, чего нет в других замках?
-Waldeck, наверное,
самое красивое место вообще, потому что замок фантастический,
такой живописный. Вечерами, когда появляется на небе луна, можно
услышать из окна голоса заключенных, которые страются разбить
свои цепи о стену и ругаются при этом низкими голосами.
- Заключенные?
-Да. Слышится звук
грохочущих цепей и потом доносится : "Ууууууууууууууууууу".
Замок Waldeck был тюрьмой. В нем был суд. Рядом с судом была глубокая
скважина, в которую тогда кидали ведьм и где потом их пытали.
Как-то раз мы дружелюбно спросили, можно ли туда спуститься. Туда,
где пытки проводились. Хозяин замка ответил: " Нет проблем.
Я сейчас кое-что возьму с собой и вернусь". Мы думали, что
он возьмёт ключ от ворот, а он пришёл со всеми инструментами палача.
Сумасшествие! Он спустился с нами и показал нам все орудия пыток.
И это в час ночи!
Вы встречались с призраками
в других замках?
-Постоянно. Прежний
хозяин замка Rabenstein является нашим хорошим другом. Мы поинтересовались,
есть ли у него фотографии призраков. У него были. Два туриста
независимо друг от друга сфотографировали одного и того же призрака.
У него была странная, расплывчатая форма. Вторая фотография была
сделана через шесть месяцев после первой, и форма призрака была
идентичной. Я уже много видел фотографий с непонятными явлениями,
но тут я абсолютно уверен, что это был дух.
-Почему вы так в этом
уверены?
-Однажды мы вышли прогуляться
по склонам горы и сделали несколько фотографий. Через пару недель
мы обнаружили на фотографии тот же самый призрак. Он был рядом
с нами, так что теперь есть уже три фотографии.
-Как он выглядел?
-Как сверкающая энергия.
Как огромная белая спираль. Великан, который вокруг себя вращается
и изменяет свою форму, а затем возвращается к первоначальной своей
форме. Как гектоплазма. Эти вращения, конечно, нельзя увидеть
на фотографии.
-Страшно было?
-Нет. Есть даже весёлые
истории об этом. Например о том, как хозяин замка никак не хотел
ложиться спать, сидел перед камином, выпивал и ждал встречи с
призраком.
-На фотографии?
-Нет, это хозяин другого
замка. Однажды, когда он лежал в кровати, он услышал звуки. Вдруг
какое-то существо открыло дверь и выбежало в коридор из его комнаты.
Хозяин немедленно пустился в погоню, но существо пробежало вперёд
по коридору, закрыло за собой дверь и исчезло. Способ, которым
существо передвигалось, поверг хозяина замка в сомнения. Был ли
это человек? А может быть какое-нибудь чудовище? Он до сих пор
не уверен, хотя рассказывал, что это существо странно хромало,
почти как собака. А никаких призраков в ту ночь не было. Таким
образом, никто не мог его напугать.
-В замках вы такой
же неуступчивый по отношению к своим коллегам?
Candice Night : Иногда
мы с друзьями играем в своё удовольствие перед костром или камином.
У Ричи всегда проблемы с тем, что он не может воспринимать музыку,
если играют не совсем идеально. Помню, как мы играли рождественские
песни, и Ричи вышел из себя, когда кто-то сфальшивил. Он встал
и ушёл со словами : "Вы должны сконцентрироваться на музыке.
Вы звучите ужасно".
-Верно. Я не могу слышать,
когда кто-нибудь фальшивит, и даже в дружеской обстановке.
Candice Night : Он
со временем изменился и стал спокойнее. Правда иногда это до сих
пор проявляется. У него всё должно быть идеально. Иногда это действует
на нервы.
-Что вы чувствовали,
когда разбивали гитары?
-Я это делал не всегда.
Иногда приходил такой момент, когда я чувствовал, что не могу
усилить свою музыку. Это был пик. Вот тогда я разбивал гитару,
как символ этого момента. Интересно, что иногда это происходило
тогда, когда от меня этого не ждали. Зрители удивлённо смотрели
и думали : "Почему вдруг сейчас он решил это сделать?".
Это был своего рода внутренний импульс.
-Вы разбивали уже
акустическую гитару на концерте в замке?
-Нет. Сейчас я контролирую
свою энергию, когда играю. Я должен быть сегодня чувствительнее,
когда я при помощи музыки хочу передать свои ощущения, а также
я должен уделять больше внимания своим коллегам в группе. Кроме
того, разбивание гитар стало модой. Для некоторых это стало элементом
шоу. Я часто видел это по телевизору и думаю, что многие ходят
на концерты только из-за этого. Видимо они считают, что это что-то
особенное. А мне однажды всё это надоело. С тех пор я этим не
занимаюсь.
-Правда, что вы ещё
в годы хард-рока предпочитали ночевать в замке, а не в гостинице?
-Когда была возможность,
я это делал. Знаете, иногда я ненавидел играть перед огромным
количеством людей. Иногда я играл просто механически Smoke On
The Water. Пам-пам-пам... А потом думал: "Ещё час и в замок,
где я буду один". Раньше я всё время интересовался, есть
ли рядом с тем городом, где мы играем, замок. Иногда я ехал туда
на своей машине. Музыканты группы сначала были удивлены : "Ты
нас покидаешь и едешь в замок?" Иногда они хотели поехать
вместе со мной, но потом говорили : "Ричи, знаешь, тут в
гостинице есть бар, и он всю ночь открыт. Мы лучше останемся здесь".
В замке, конечно, бара нет. Там, вообще, ничего нет.
-То есть это был своего
рода отказ от декадентского рок-н-рола?
-Ну если вы так хотите.
Помню концерт после объединения Deep Purple в Маннгейме в 1985-м
году. Перед нами было 60000 зрителей. Мы переночевали во Фракфурте
в гостинице "Kempinski", а затем нас доставили на концерт
на вертолёте. Можете себе представить? После этого я должен был
отдохнуть пару дней. Недалеко от Маннгейма я нашел замок. Там
их много...
-Вы сменили самую
громкую группу в мире на очень тихую.
-Мы тихая группа, очень
тихая. У нас почти всегда только акустичекие гитары. Требовалось
время, чтобы я смог перестроиться на акустическую гитару с электрической.
На электрической гитаре играют медиатором, а на акустической совсем
другая техника звукоизвлечения, то есть пальцами. В начале всё
время ломал себе ногти, иногда даже из пальцев кровь текла. Техника
очень трудная. Аккорд рок-гитары с усилителем звучит очень жестко,
да ещё эхо от него. На стадионе и не слушает почти никто. Перед
маленькой аудиторией во время игры на акустической гитаре важна
каждая нота. И мне это нравится.
-Когда вам станет
слишком скучно, можете опять играть Smoke On The Water в замке.
-Это было бы не так
интересно. Вступление, если изменить немного темп, звучит как
композиция в стиле ренессанс. Мы иногда играем это при помощи
маленьких горнов, и это напоминает мне немного о том времени,
когда я впервые услышал такую музыку. Мне было лет девять. Какой-то
мальчик из хора пел мелодию Greensleeves, которая мне страшно
понравилась. Я думаю много лет, почему эта мелодия так много значит
для меня. Простое объяснение этому было бы, что я уже жил в том
времени. А может быть и нет...
-А кем бы вы были
в том времени? Королём? Шутом? Рыцарем?
- Музыкантом, который
ездил на лошадиной упряжке через леса.
Mark Obert, Martin
Scholz "Frankfurter Rundschau", 27 July 2002
Перевод: Олег Недоспасов (olegned@lycos.de)