17
ЛЕТ И 100 СТО МИНУТ.
Журнал "Советская эстрада и цирк" №8, 1988 г.
Какого труда стоило
достать билет на концерт английского ансамбля "Uriah Heep"!
И вдруг у самого входа на московский стадион "Олимпийский":
"У меня два лишних, вам не нужно?", "И у меня!",
"У меня тоже!" Спекулянты, наверное, — пришла в голову
мысль, и вспомнилось, как почти десять лет назад вот так же какой-то
тип из подворотни предлагал билеты на Элтона Джона по двадцать
пять рублей за штуку. Но на этот раз я ошибся — продавали действительно
"лишние" билеты. Хотя, признаться, впервые видел, чтобы
молодые ребята добровольно отказывались от встречи со "звездами"
такой величины, как "Юрай Хип". И уже позже сын соседа,
шестнадцатилетний Тарас, попытался мне объяснить: "Все это
нам неинтересно, потому что старо, как вчерашний день".
На пресс-конференции
в Москве один из основателей группы, Мик БОКС, так "расшифровал"
ее имя:
"Мы родились как коллектив в год 100-летия Чарльза Диккенса
— популярнейшего писателя на Британских островах. В его романе
"Дэвид Копперфильд" есть персонаж, именем которого мы
и нарекли нашу рок-группу".
Кстати, в русской транскрипции
имя этого диккенсовского героя пишется как Урия Гип. Говорят,
что "Юрай Хип" уже не тот, что был раньше. Наверное,
это правда — не раз менялся состав группы, средний возраст ее
участников — 35 лет. Пройден трудный путь успеха и славы, который
пролегал через десятки стран мира, через все континенты. Записаны
двадцать дисков-гигантов, сняты десятки кино- и видеороликов.
О них написаны сотни статей, книги. А такие песни, как "ИЮЛЬСКОЕ
УТРО", "ПОСМОТРИ НА СЕБЯ", "ВОЗВРАЩЕНИЕ К
ФАНТАЗИИ", "ЦЫГАНКА", вошли в число лучших рок-произведений
второй половины XX века.
"Как и два десятилетия
назад,— рассказывал М. БОКС,— мы стараемся не говорить со зрителем
о каких-то неприятных вещах. Ведь они приходят на наши концерты,
чтобы отдохнуть, развлечься. Все наши песни — песни настроения
и воображения. Мы оставляем людям возможность самим выбирать наиболее
близкое для них из каждого музыкального произведения. Сейчас нам
семнадцать лет, и по всему миру наша аудитория растет вместе с
нами, взрослеет и стареет вместе с нами. Однажды выбранный стиль
не меняем. Если бы это произошло, мы перестали бы существовать
как "Юрай Хип". И хотя мы не боимся громких шумовых
эффектов, но называть себя, как это принято сейчас,группой, которая
играет "хэви метал", не можем. Ибо нам не чужда и лирика...".
Нынешний состав группы
был несколько неожиданным для ее поклонников-ветеранов. Возглавляет
"Юрай Хип" 40-летний гитарист, основатель классического
состава группы Мик БОКС. Среди старых участников группы — барабанщик
Ли КЕРСЛЕЙК, начавший играть с 1971 года, и гитарист Тревор БОЛДЕРС,
влившийся в группу в 1976 году. Среди новичков—играющий с лета
1986 года органист Фил ЛАНЗОН и вокалист Берни ШОУ, который появился
в "Юрай Хип" в январе 1977 года. "Все они первоклассные
профессиональные музыканты, способные зарядить публику хорошим
настроением, поселить в душах людей праздник",— писала газета
"Виладж войс".
И с этим нельзя не
согласиться. Надо было видеть, как москвичи рукоплескали английским
музыкантам, радовались, как дети, и иногда даже подпевали. Несмотря
на свой "возраст", группа, несомненно, продолжает оставаться
любимицей миллионов слушателей во всем мире, в том числе и в Советском
Союзе. Так что ярлык "потухшей звезды" явно не подходит
сегодняшнему "Юрай Хип".
В зале "Олимпийского",
где проходили концерты, все огромное пространство от сцены до
трибун пустовало. Руководство спорткомплекса и блюстители порядка
решили, видимо, что эмоции любителей рок-музыки могут выйти из-под
контроля и тогда артистам не сдобровать. Но случалось ли когда-нибудь
в нашей стране такое? Нет. Искусственно созданный барьер между
исполнителями и зрителями вызвал недоумение у музыкантов и раздражение
у публики. Ведь рок — это прежде всего живой контакт между людьми,
как говорят англичане, "фидбэк", то есть обратная связь,
отдача. И как справедливо подметил журнал "Крокодил",
обнаружилось не только недоверие и неуважение к зрителям, но и
абсолютное непонимание организаторами этой азбучной истины. Конечно,
сцена и не должна стоять вплотную к трибунам, вокруг нее должно
быть свободное пространство. Так почему бы не использовать его
по назначению и не разрешить наиболее непоседливым зрителям свободно
подвигаться и потанцевать?
Перед вылетом "Юрай
Хип" в Прагу мы встретились в аэропорту "Шереметьево-2".
Только один-единственный вопрос: - Каковы впечатления от гастролей
в СССР?
МикБОКС: — Выступления
нашего коллектива видели десятки тысяч зрителей. Здесь они ничем
не отличаются, скажем, от американцев, англичан или шведов. Мы
увидели, что нашу музыку знают и любят в Советском Союзе. И мы
очень довольны, что эта встреча наконец произошла.
Ли КЕРСЛЕИК: — Все
очень понравилось. Огромное впечатление произвело на нас знакомство
с памятниками архитектуры и искусства. Благодарны всем москвичам,
которые с такой любовью к нам отнеслись. Запомнились встречи с
советскими людьми на улицах, в театре, в гостинице. Если шоу хорошо
организовано, а исполнители талантливы, то никаких эксцессов во
время концертов обычно не происходит. С удовольствием общались
с ними, потому что чувствовали их открытость и искренность. Особое
впечатление произвел на нас спектакль "Ромео и Джульетта"
в Большом, Знакомство с русской классической школой балета обогатило
наших музыкантов. Я надеюсь, что мы приедем еще, но только когда
будет не так холодно — летом...
Берни ШОУ: — Это были
не просто концерты и знакомства с советскими людьми. В Москве
наш ансамбль записал пластинку, собираемся выпустить видеофильм
о прошедших выступлениях. Он должен быть показан в Англии, а затем
растиражирован на видеокассеты и распространен в Европе. Наши
гастроли в Советском Союзе, убежден, дадут новый импульс развитию
связей между Востоком и Западом. Уже поэтому рок — дело серьезное,—
сказал, прощаясь, Берни ШОУ.
О продолжающих выступать
"звездах" рок-музыки середины 70-х говорят, что сегодня
в их лице в лучшем случае мы можем получить мумифицированный вариант
хард-рока десятилетней давности, тешащий чью-то ностальгию. Не
могу с этим согласиться. Слово "современный" отнюдь
не означает "возникший сегодня". Всегда современно то,
что в совершенной форме художественного воплощения затрагивает
что-то непреходящее, сущностное в человеке.
Думаю, говорить о прошлом
такой группы, как "Юрай Хип", нам рано хотя бы потому,
что мы еще не были толком знакомы с ее настоящим. Парадокс: море
статей о западной рок-музыке было основано на впечатлениях, полученных
с пластинок, пленок и кассет. Но ведь это все равно, что составлять
мнение о человеке по его фотографии, причем не лучшего качества.
О чем же мы писали? Что критиковали?
Отсутствие живого объекта
исследования перед глазами привело к массе недоразумений, В частности,
о рок-музыке в целом стали судить по выступлениям наших не всегда
профессиональных ансамблей, "перепечатывавших" форму
западных групп, но зачастую понятия не имеющих о самой сути рок-музыки
как направления искусства. На наших глазах в выступлениях многочисленных
ВИА происходила форсированная девальвация духовных ценностей подлинной
рок-музыки. Это дало повод некоторым критикам, основываясь на
"достижениях" самодеятельных и полусамодеятельных групп,
делать выводы о принципиальном непрофессионализме как видовом
признаке рок-музыки, о ее бездуховности, агрессивности и т. д.
(весь известный набор контраргументов против стиля как такового).
Одним словом, доморощенные ВИА дали повод делать из рок-музыки
идиотизм, а потом этот идиотизм не без успеха критиковать.
Думаю, что приезд "Юрай
Хип" может стать переломным для всей устоявшейся системы
оценок рок-музыки в нашей критике. Фактически это—страшно сказать!—первая
действительно серьезная рок-группа, которую увидел и услышал советский
зритель. Строго говоря,, и писать-то раньше о хард-роке было не
вполне корректно, поскольку по крайней мере одна из сторон в диалоге
критик — читатель не имела своего представления о предмете в его
реальных очертаниях,
И вот — концерт "Юрай
Хип" в "Олимпийском". Как ни симпатизировали мы
лучшему, что создано в рок-музыке, все же некоторые установки
в отношении ее, изо дня в день повторявшиеся во всех видах и средствах
информации, въелись-таки в сознание. Одна из таких установок —
тезис о животной грубости и антиромантичности рока. "Юрай
Хил" сразу же опроверг этот "тезис". Зал стал свидетелем
волнующего романтического—именно романтического!—представления,
в котором все его элементы — звук, свет, атрибутика, манера и
стиль исполнения, сценография — подчинены выражению восторженного
мироощущения. Артисты будоражили не "низменные чувства",
не двигательные рефлексы, а воображение. Если музыка и возбуждала,
то радостные эмоции, не всегда находящие выход в повседневной
"текучке".
Утоляя инстинкт познания,
человек погружается в мир героев художественной литературы, смотрит
художественное и документальное кино, невольно стремясь при этом
прожить одновременно несколько жизней — свою и ту, о которой читаешь,
которую наблюдаешь в кинозале или перед телеэкраном. Восторженный
мир воображения, который пробуждает романтический рок "Юрай
Хип",— это тоже реальность, реальность возможностей нашего
интеллекта. Вспоминаю картину художника В. Миронова, выставлявшуюся
как-то на Малой Грузинской. Называлась она "Берег".
В разломе скал — берег. На нем — крохотная белая фигурка молодой
женщины и — уходящий в небо бесконечный пурпурный океан. Примерно
те же ощущения, что и это полотно, рождает музыка "Юрай Хип".
В ней — захватывающее стремление человека к полету, к новым бескрайним
мирам сознания. Она тревожит и пробуждает фантазию, заставляя
делать открытия в самих себе.
Сила впечатления от
выступления "Юрай Хип" обусловлена не только мастерством
этого ансамбля, но и сущностными особенностями рок-музыки как
искусства.
Свидание с "Юрай
Хип" особенно интересно в плане понимания того, что происходит
в нашей рок-музыке. Случай представил возможность прямого сравнения.
Имею в виду совместное выступление в одном концерте с "Юрай
Хил" группы "Земляне". В печати в связи с состоявшейся
серией концертов наш ансамбль много "похлопывали по плечу",
перечисляя его лауреатства и успехи и делая комплименты "Землянам"
а том, что и на фоне "Юрай Хил" они смотрелись не очень
плохо. Полагаю, однако, что любая правда лучше бижутерного "боления"
за своих. А правда такова, что во время выступлений "Землян"
в первом отделении концерта, народ валом валил из зала, маясь
в коридорах Дворца спорта в ожидании второго отделения. Оставшиеся
скучали, зевали, беседовали о делах. И дело здесь отнюдь не в
"преклонении перед Западом". По форме "Земляне"
мало чем отличаются от любого рок-ансамбля "с картинки".
И микрофонную стойку держат правильно — двумя руками и на весу,
и вся экипировка у них "на уровне". И, между прочим,
мастерством мало кому уступят. А все равно скучно, хоть и. громко.
Совершенно очевидно, что "Земляне", как и подавляющее
большинство наших ансамблей, не знают языка, на котором поют.
Имею в виду не язык народа, а язык жанра, стиля. Если у "Юрай
Хип", погружаясь в образный, содержательный мир музыки, по
ходу отмечаешь формальные средства воплощения замысла, то у "Землян"
эти средства становятся самоцелью и никакого серьезного содержания
за собой не несут. Такое ощущение, что музыканты не очень осознают,
о чем она, эта музыка, а все их старания зачастую сводятся к копированию
приемов исполнения известных рок-музыкантов. Естественно, произнося
незнакомые слова, трудно уловить заключенную в них мысль.
Как ни странно, негативное
впечатление усиливается произнесением текста на русском языке.
Я не принадлежу к тем, кто считает английский язык единственно
подходящим для рок-музыки, и согласен с теми, кто утверждает,
что нашим музыкантам следует петь по-русски. Но только тем рок-музыкантам,
которые текстом своих песен несут слушателю некий человеческий
смысл. Показательны неоднократные заявления участников "Юрай
Хип" о том, что текст а их композициях не имеет особого значения,
что их цель — облегчить слушателям восприятие музыкального содержания.
Как раз с музыкальным содержанием у многих наших ансамблей дело
обстоит не очень хорошо. Невольно возрастает роль текста. А текст...
Уж лучше бы он произносился на эсперанто и не ставил в неудобное
положение русский язык. Абсолютно ничего патриотичного в произнесении
бездарных виршей на родном языке нет. Кстати, многие предприимчивые
"рокмены" научились спекулировать на гипертрофированном
внимании именно к тексту. Два-три кивка в сторону патриотической
темы — и вот уже худсовет принимает безликую программу, которая
потом "гуляет" по Союзу, дискредитируя тему, дискредитируя
рок-музыку.
Много радости доставил
"Юрай Хип" своими выступлениями в Москве. Но это был
и хороший урок. Надо учиться у родоначальников рок-музыки. Ведь
говоря о "массовой культуре" на Западе, мы имеем в виду
уродливые формы эксплуатации рок-музыки, но отнюдь не само это
направление, имеющее, а частности, на родине "Юрай Хип"
вполне серьезные и богатые традиции.
Г. ЧАРОДЕЕВ, В. ЛЕНЗОН,
кандидат искусствоведения.