|
|
|
Deep
Purple
Весной
1968 года Ричи Блэкмор пригласил старого знакомого, продюсера Дерека
Лоренса на репетицию. Ребята произвели на Лоренса должное впечатление,
он решил действовать. Тут и случай подвер-нулся: одна из крупных
американских корпораций организовала отдел грампластинок, новую
фирму назвали Tetragrammaton. Директора «Тетра-грамматона», знавшие
Дерека лоренса, поручили ему найти и записать интересную английскую
группу. В Америку послали демо-ленты и через несколько дней оттуда
пришла энергичная телеграмма: «Настоящим под-тверждаем аванс в 2
тысячи долларов и 9 процентов отчислений с продажи пластинок в США,
Канаде и Японии. Тчк Поехали! Тчк». (Девять процентов могут показаться
величиной пропорционально небольшой, но для сравнения могу сказать,
что английская фирма EMI предложила аналогичный контракт в Великобритании
на 8% отчислений и безо всякого аванса). Пока стороны обменивались
телеграммами, пятеро музыкантов готовились к первому выступлению
20 апреля в Таструпе, в Дании. После этого поездка по Скандинавии:
17 дней, 11 концертов. Джон Лорд вспоминает, что эти первые гастроли
решили отыграть под вывеской Roundabout — «Карусель». Расчет был
такой: если гастроли пройдут плохо, то по возвращении в Лондон название
сменить, стереть, так сказать, «Карусель» с лица земли, а о поездке
вообще никому не рассказывать. Еще во время репетиций в деревне
Саут Мимм на столе постоянно лежал лист бумаги и ручка. Каждый,
кому в голову приходило название, мог его записать. Список становился
все длиннее. Одно из названий, которое обсуждали всерьез, было Orpheus
— «Орфей», другое: Fire — «Огонь». Однажды утром, в конце списка
появилось название, написанное рукой Ричи Блекмора, два слова Deep
Purple, в буквальном переводе «Темнопурпуровый, Багровый». Это была
любимая песня бабушки Блекмора, пластинка, записанная еще до войны
оркестром Дюка Эллингтона.
Окончательное
решение назваться Deep Purple созрело во время скандинавских гастролей.
Первый диск: Shades Of Deep Purple — «Оттенки Багряного» была записана
всего за два дня, в субботу и воскресенье 11-12 мая. 13 мая Дерек
Лоренс смикшировал запись и матричная лента была готова, Одновременно
с альбомом намечен был и выпуск сорокопятки. Участники группы считали
самой подходящей для нее битловскую Help, но дирекция «Тетраграмматона»
настояла на том, чтобы первым синглом стала песня Hush — «Тишина».
Как показали дальнейшие события, это было одно из немногих правильных
решений, принятых администрацией. «Тетраграмматон» была фирмой новорожденной,
но за ней стоял организационный опыт крупной корпорации и ее финансовая
мощь. Реклама новой пластинки была проведена профессионально, с
надлежащим размахом и к сентябрю Hush поднялась в списке журнала
Billboard на 4-е место. Успех альбома был скромнее, но тем не менее
и он к октябрю вошел в первую тридцатку (№24). На родине, в Великобритании
и альбом, и сорокопятка провалились самым печальным образом, однако
Hush стала популярной на европейском континенте и, как это ни странно,
в Новой Зеландии.
В
это время дип-перпловцы жили в Лондоне, в гостинице «Раффлз». В
гостях, конечно, хорошо, но дома — лучше. Менеджеры Эдвардз и Колетта
сняли музыкантам небольшой домик, №13 по улице Секонд Авеню, в районе
Актон Вэйл. Ричи Блекмор и его невеста Бэбз поселились в одной комнате,
Джон Лорд и Николае Симпер в другой, Род Эванс и Иан Пейс в третьей,
гостиная была общей.
Стараниями
тех же менеджеров Deep Purple впервые появились на телевидении,
в программе Дэвида Фроста. Как обычно, почти целый день шли репетиции,
установка света, камер и т.д. Ричи Блекмора в студии не было, где
он был — не знал никто. Режиссер нервничал. Обстановка накалялась.
Уже собирались выставить «запасного», Мика Ангуса (того самого,
который год назад чуть не стал певцом). Наконец, Ричи появился —
в последний момент, когда его уже и ждать перестали. Он спокойно
заявил, что не видит смысла попусту тратить день в телестудии, не
делая ничего полезного. (Как видите, Ричи с самых ранних дней отличала
хладнокровная рассудительность профессионала!)
В
августе группа поехала в Швейцарию, выступила на небольшом стадионе
в Берне, вместе со Small Faces. По возвращении в Англию играли на
открытом Национальном Джазовом Фестивале в Санбьюри. Deep Purple
получили выступление в субботу днем. Публика встретила их плохо,
в зале раздавались крики «халтура!», многие приняли их за американскую
группу. Расстроенные музыканты покинули сцену «под звук собственных
копыт». В это время шла работа над вторым альбомом, The Book Of
Taleysin — «Книга Талейсина». В октябре 1968 года по приглашению
«Тетраграмматона» Deep Purple вылетели в Лос- Анжелес. В Америке
дела пошли совсем по-другому: ребят поселили в роскошном отеле на
Бульваре Заходящего Солнца, к их приезду "Тетраграмматон"
в спешном порядке выпустил второй диск. В их распоряжении была кавалькада
сверкающих лимузинов, фирма нанимала штатного повара и утром ему
можно было заказать на обед все, что угодно, цветы в комнатах менялись
дважды в день, повсюду росли раскидистые пальмы... Это вам — не
холодная квартира в Лондоне с видом на промокший сад! «Тетраграмматон»
также организовала американские гастроли. Deep Purple должны были
сопровождать Cream в их прощальной поездке по Соединенным Штатам.
Первый концерт в Лос-Анжелесском «Форуме»: 16 тысяч зрителей, недурное
начало, ежели так и дальше... Но после второго концерта и еще одного
выступления в Сан-Диего участники «Сливок» невзлюбили наших героев
и потребовали снять их с первого отделения. Пришлось в срочном порядке
гастрольный план переделывать, организовывать для Deep Purple отдельный
маршрут.
Американские
гастроли продолжались более трех месяцев. Deep Purple побывали в
Сан-Франциско, Орегоне, Вашингтоне, затем поехали на восток — в
Детройт, Чикаго, Питтсбург. Рождество встретили в Нью-Йорке, по
этому случаю из Англии прилетели жены и подруги. Рождество — праздник
домашний, семейный, в гостинице его как следует не справишь. Всем
вдруг захотелось домой, в дождь и сырость... В середине января 1969
года Deep Purple вернулись в Лондон, стали готовить материал для
третьей пластинки. Записывали ее в конце февраля и начале марта.
В марте 1969 года Ричи Блекмор и Джон Лорд почти одновременно женились.
Может быть, поэтому думать было некогда и третью пластинка назвали
просто — Deep Purple.
Третий
альбом вышел в Англии только в октябре. На нем появилось больше
своего материала, но основной упор делался на чужих песнях, таких,
которые можно было бы выпускать одиночными пластинками. Такая политика
была общепринятой и проводилась, скорее всего, по настоянию «Тетраграмматона».
Она имела вредные последствия: Deep Purple начали принимать за очередную
легковесную поп группу. Впоследствии немало сил и времени было потрачено
на то, чтобы это впечатление изжить. Ричи Блекмор был всем этим
страшно возмущен. В апреле 1969 года Deep Purple снова поехали в
Америку на полтора месяца. На этот раз события там приняли зловещий
оборот: в группе произошел раскол. Ричи Блекмор, Джон Лорд и Иан
Пейс решили уволить певца Рода Эванса и басиста Ника Симпера. Группу
сопровождал менеджер Джон Колетта. За две недели до окончания поездки
инициативная тройка вызвала его на разговор. Инициативники заявили,
что больше они так играть не могут и не хотят, что с них хватит.
Джон Колетта резонно ответил, что гастрольный договор надо выполнить
и оставшиеся концерты каким-то образом доиграть. Обстановка была
ужасная. Вспоминая об этом впоследствии, Ричи Блекмор сказал: «Род
был певец неплохой, но — балладного стиля. Медленные вещи он пел
хорошо, но во время забойных номеров голос его не строил, он не
попадал на ноты. Группа двигалась в направлении тяжелой музыки и
стиль ее все меньше подходил к манере Рода Эванса. Ник Симпер, тоже,
в общем, прекрасный басист, но он не мог двигаться в с нами, потому
что, в сущности, был рокером старого стиля». С самого начала, с
самого создания группы было заведено — все крупные решения принимаются
подавляющим большинством голосов. Трое подавляли двоих. Подавляемому
меньшинству пришлось подчиниться. Ник Симпер был очень расстроен,
обижен и уязвлен. Род Эванс, как ни странно, принял новости довольно
спокойно. Он, в конце концов, обручился с американкой из богатой
семьи и уехал жить в США.
По
возвращении из Америки Deep Purple выступили в первом составе еще
семь раз, в последний раз в Кардиффе, 4 июля 1969 года. По уходу
из группы Роду Эвансу и Нику Симперу выдали трехмесячное жалование,
позволили им взять необходимые усилители и аппаратуру, а кроме того,
предложили на выбор: либо единовременную сумму, либо отчисления
от будущей продажи пластинок. Ник Симпер подал в суд и после долгого
разбирательства высудил 10 тысяч фунтов, потеряв при этом право
на всякие дальнейшие гонорары. Род Эванс в суд не подавал, единовременной
суммы не получал и, как показали события, оказался прав: ежегодно
в течение последующих восьми лет только от продажи старых пластинок
он получал по 15 тысяч ежегодных.
Deep
Purple первого образца перестала существовать, от первоначального
состава осталось 60%, группа стояла на распутье. «Что же мы теперь
будем делать?» — спросил ребят менеджер Тони Эдварде, на что Джон
Лорд ответил, что есть у них на примете один паренек, который замечательно
вопит высоким голосом.
Ян
Гиллан родился 19 августа 1945 года недалеко от Лондона, в музыкальной
семье: дед его по матери был профессиональным оперным певцом и даже
шлифовал свой баритон у миланских профессоров. Первые музыкальные
воспоминания Гиллана в детстве — теплый вечер, мать сидит за роялем,
пытаясь сыграть Rondo A La Turk, начинает снова и снова, каждый
раз ошибается и останавливается на том же самом месте. Ян учился
в Актонской школе, той самой, которую закончили Роджер Долтри, Пит
Таунзенд и Джон Энтуисл, участники The Who. Гиллан, как тысячи других
мальчишек его поколения, пристрастился к рок-н-роллу, слушая Элвиса
Пресли. В 16 лет он решил стать кинозвездой. По примеру Элвиса и
Клиффа Ричарда, которые попали на большой экран, ставши сначала
популярными певцами, он решил попытать счастья в музыке. В один
из выходных Ян пригласил к себе домой всех ребят своей школы, которые
умели на чем-нибудь играть. Пришло 12 человек с акустическими гитарами
— те, у кого были все 6 струн, играли соло или ритм, а у кого струн
не хватало — изображали бас. Через час терпение домашних лопнуло
и незадачливых рокеров выставили на улицу. Так появилась первая
группа Яна Гиллана, The Moonshiners - «Самогонщики». Она играла
раз в неделю в местном молодежном клубе, вместо оплаты клуб предоставлял
помещение для репетиций. Ян Гиллан называл себя тогда Garth Rockett.
Пел он через микрофон, включенный в старый катушечный Grundig, сам
же играл на барабанах. Палочка у него, правда, была всего одна,
другую заменяла щетка, большой барабан был позаимствован из духового
оркестра Армии Спасения, у хай-хета не было нижней тарелки. «Когда
я пел,— вспоминает Гиллан,— то в группе не было барабанов, когда
играл на барабанах — не было солиста».
После
нескольких недель выступлений в клубе к Гиллану подошли ребята и
предложила играть с ними. Группа эта называлась The Javelins — «Копья».
В ее составе Гиллан с 1961 по 1964 год пел вечерами, работая днем
техником по гарантийному ремонту морозильников. Javelins были любителями,
но ее участники относились к делу профессионально: у них был собственный
красный почтовый автобус, правда списанный, который чихал и кашлял,
заставляя своих пассажиров чихать и кашлять, музыканты играли на
хороших инструментах. Гиллан, к тому времени называвший себя Jess
The Thunder — «Джесс Громовержец», купил себе настоящий аппарат
с колонками. Вскоре The Javelins удалось получить постоянное место
в привокзальной гостинице в Ричмонде, на юго-западе Лондона. Место
это освободилось когда другая группа, некие Rolling Stones, после
успеха своей первой пластинки отправились на гастроли. The Javelins
распались в 1964 году. Ян Гиллан, после кратковременного участия
еще в двух группах, вошел в состав профессиональной команды Episode
Six — «Шестой Эпизод» и отправился с ними на два месяца в Бейрут,
в Ливан, тогда еще мирный город. кишевший туристами. Басистом в
«Шестом Эпизоде» был Роджер Гловер.
Роджер
Дэвид Гловер родился 30 ноября 1945 года в Южном Уэльсе. Когда ему
было 9 лет, родители решили стать содержателями паба, общественного
питейного заведения, и пока они кончали годичные курсы в Лондоне,
Роджер жил у тетки в Ливерпуле. Через год родители приняли паб в
Лондонском районе Эрлз Корт и поселились в том же доме на верхних
этажах. Маленький Роджер по вечерам тихо выползал из постели и
спускался на цыпочках по лестнице, чтобы послушать какой-нибудь
ансамбль, состоявший из банджо и двух стиральных досок. В 12 лет
он купил себе первую гитару, стал увлекаться блюзом и роком. На
гитаре ему было играть трудно, поэтому он снял первые две струны
и щипал остальные четыре. Так он и стал бас гитаристом. Деньги на
первую настоящую бас-гитару ему одолжил дядя. Чтобы отдать долг,
Роджер несколько месяцев рано утром, перед школой, разносил по домам
газеты в своем районе.
Первая
школьная группа Гловера называлась Madisons. У нее были соперники
— другая школьная команда под названием The Lightnings — «Молнии».
В 1963 году, когда Роджер закончил школу и поступил в художественное
училище, «Молнии» переименовали себя в «Шестой Эпизод». В мае 1965
года Ян Гиллан вошел в ее состав, вскоре группа стала профессиональной.
Во время поездки в Бейрут участники «Шестого эпизода» впервые почувствовали
вкус славы. Местный хит-парад составлялся двумя магазинами, и хоть
по абсолютным цифрам пластинок этих в Бейруте продавалось немного,
по относительным показателям «Шестой Эпизод» перещеголял всех и
стал Номером Один. Ребята играли в огромном зале кабаре на 3 или
4 тысячи человек и свои высокие ближневосточные ставки тратили на
покупку аппаратуры. Ян Гиллан вспоминает, что уже тогда у них на
сцене стояли огромные усилительные шкафы, по виду напоминавшие нью-йоркские
небоскребы. По направлению «Шестой Эпизод» был поп-группой с упором
на ансамблевое пение в стиле Beach Boys. Они могли играть в любом
стиле, но собственного стиля не имели.
В
1968 году Роджер Гловер и Ян Гиллан стали пробовать свои силы в
сочинительстве. Ян слагал стихи частушечного типа и когда Роджер
Гловер предложил попробовать написать стихи для песни, то Гиллан
гордо отказался, заявив, что это — занятие для маменькиных сынков.
Состав «Шестого Эпизода» оставался, в общем, неизменным, но барабанщики
в нем регулярно менялись. Один из них, зачарованный чувственным
танцем живота, остался в Бейруте с танцовщицей, пришедший вслед
за ним ударник также удержался ненадолго, и, наконец, летом 1968
года в группу пришел Мик Андервуд, ударник, который раньше играл
с Ричи Блекмором в группе The Outlaws — «Нарушители Закона». Именно
Андервуд годом спустя встретил Ричи Блекмора и порекомендовал ему
Гиллана. К тому времени, весной 1969 года, в «Шестом Эпизоде» наметился
застой и даже легкое музыкальное гниение. Ян Гиллан поговаривал
с товарищами о создании новой группы. Но получилось все иначе: на
одно из выступлений «Шестого Эпизода» пришли Ричи Блекмор и Джон
Лорд и на следующий день Джон Лорд позвонил Яну Гиллану и предложил
ему стать участником Deep Purple. Гиллан пригласил своего приятеля
Роджера — показать дип-перпловцам свои песни. На встрече выяснилось,
что по стилю они Deep Purple не подходят, но Роджеру Гловеру предложили
придти в студию на запись, а после записи — место басиста. «Спасибо,—
ответил Роджер,— но я свою группу покинуть не могу, достаточно того,
что уходит певец. Если еще и я уйду, то группа развалится и все
остальные останутся без работы.» Следующая ночь для Роджера Гловера
была мучительной, он провел ее в размышлениях и глаз не сомкнул
до рассвета. С одной стороны, он был под большим впечатлением от
виртуозности участников Deep Purple и свежести их музыки, с другой
стороны, ему было больно оставлять друзей, с которыми было пройдено
немало дорог. В конце концов, под утро он пришел к выводу, что «Шестой
Эпизод», так сказать, морально устарел и что группа не выживет,
даже если он в ней останется.
Переход
Яна Гиллана и Роджера Гловера в Deep Purple , как мы уже говорили,
вызвал административную войну между менеджерами, на перебежчиков
подали в суд за нарушение условий контракта. В конце концов, все
уладили полюбовно, без суда, за компенсацию в три тысячи фунтов.
Группа Episode Six набрала новых людей, но, как Роджер Гловер и
предполагал, через три месяца распалась окончательно. Для Deep Purple
начинался новый период, эра восхождения на вершины профессионального
успеха.
В разгаре всех этих внутренних уходов-приходов-переходов летом 1969
года вышел второй альбом The Book Of Taliesyn. Сие событие в Англии
прошло почти незаметно. С одной стороны, на пластинке не было ничего,
что привлекало бы внимание, с другой — у администрации было забот
по горло, ей было не до реклам-ной компании.
Из
Америки шли сведения, что «Тетраграмматон», задолжавший кучу денег,
был на грани банкротства. Убытки фирмы в 1969 году составляли почти
миллион долларов, а к февралю 1970 — более двух миллионов. Дело
в том, что пластиночная компания была лишь отделением основной фирмы,
а та вкладывала деньги в кинопроизводство. Фильмы проваливались
один за другим, но владельцам нужно было поддерживать иллюзию успеха,
они попрежнему содержали огромный штат, принимали посетителей в
просторных кабинетах, ездили на лимузинах и летали только первым
классом. Короче, деньги, на которые рассчитывали администраторы
Deep Purple, из Америки не поступали. Для того, чтобы как-то выжить,
пришлось организовывать максимальное число концертов. Англия — страна
небольшая, на гастроли здесь ездят своим транспортом. На мини-автобусе,
выкрашенном в пурпурный цвет и двух машинах участники Deep Purple,
вместе с оборудованием, разъезжали на выступления. В будущем мы
увидим, что нет худа без добра и что банкротство «Тетраграмматона»
пошло, в конце концов, на пользу дипперпловцам, но тогда, летом
69 года с оборотным капиталом было плохо — кривая заработков печально
смотрела вниз. Ребят это, впрочем, волновало мало — их манили новые
волнующие и интересные голубые дали, они были вместе, им было весело,
интересно и смешно. Для Роджера Гловера и Яна Гиллана самым ободряющим
было то, что к их песням отнеслись серьезно. Одна из первых песен,
которую группа стала репетировать, была Speed King — «Король Скорости».
Несмотря
на то, что новичкам пришлось выучить старый материал, группа вскоре
репетировала свеженаписанное — все свои будущие классические номера.
Еще до начала репетиций и выступлений ребята наняли большой речной
катер и отправились в недельное путешествие вверх по Темзе. Взяли
с собой кучу пластинок, инструменты, Ричи Блекмор прихватил с собой
духовое ружье. Усевшись на палубе, он стрелял в объекты, проплывавшие
мимо по течению. На третий день катер бросил чалку у Виндзора, где
неподалеку от реки, в фамильном замке, королевская семья обычно
проводит лето. Волосатый снайпер на палубе привлек внимание бдившей
полиции и Ричи вскоре предстал перед местным судом за употребление
оружия. Менеджерам удалось инцидент замять (не в первый и не в последний
раз).
Долгими
летними вечерами ребята обсуждали будущее музыкальное направление
Deep Purple. Джон Лорд поделился своими планами. Он давно говорил,
что мечтает написать сюиту для группы и симфонического оркестра,
которую хорошо было бы исполнить в Королевском Альберт Холле. Менеджер
Тони Эдвардз, выслушав однажды эти мечты, без разговоров позвонил
в Альберт Холл, (дело было в апреле), и снял помещение для концерта
в сентябре, а потом заявил Лорду, что дает ему 6 месяцев на завершение
проекта. Когда Джон понял, что Тони Эдвардз не шутит, то засел за
сочинение музыки, используя каждую свободную минуту и часто просиживая
ночами за партитурой.
Продолжение
>>>
|
|
|
|